Униатское наследие Беларуси
Автор: Бусько Сергей Иванович, кандидат ист. наук

Униатское наследие Беларуси

История христианского храмового строительства на территории современной Беларуси насчитывает около 1000 лет. Однако геополитические  особенности, социально-экономическая и религиозная ситауция на наших земля способствовали выработке сомобытных архитектурно-строительных традиций. 9 мая 2012 г. секретарь Конгрегации по делам восточных церквей архиепископ Кирилл Василь, который находился с визитом в Беларуси, принял участие в открытии в минском костеле Святых Симеона и Елены выставки «Униатская архитектура Беларуси». Вместе с ним в презентации экспозиции участвовал митрополит Минско-Могилевский, архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Автор выставки акварелей – 36-летний минский художник Дмитрий Мшар. Сам – верующий униатского вероисповедания, он давно вынашивал идею создать серию работ, посвященную униатским храмам Беларуси. Это событие позволило еще раз вспомнить о богатом историческом наследии униатства.

К концу XVI века в Великом княжестве Литовской (ВКЛ) сосуществовали православные, католические, православные храмы. После Брестского собора 1596 г. возникает унатская конфессия, которая частью организаторов рассматривалась как будущая национальная церковь (как гуситство, англиканство, кальвинизм, лютеранство). Униатство синтезировало на местной почве разные культурные начала белорусской истории. Оно создавалось на традиционной вековой византийско-славянской основе с допущением западных заимствований и развивалось во взаимодействии двух тенденций: защищавшей чистоту и недопустимость восточных обрядов и направленной на латинизацию, которые и употреблялись рядом, и боролись за доминирование [4, с. 256]. Так, позитивные итоги такого взаимодействия в литературе привели к появлению богатейшего уникального комплекса «полемической» литературы XVII в. [6].

Художественная культура новой конфессии ярко проявилась в архитектуре. В истории ее храмового строительства выделяются несколько периодов: первая половина XVII в., конец XVII – XVIII вв., начало XIX в. На первом этапе церковь перестраивает или вносит незначительные изменения в ранее возведенные храмы, собственное строительство по ряду причин было минимальным. Бывшие православные храмы, переведенные в разряд униатских, возводились в разное время и принадлежат разным стилевым направлениям. Некоторые из них восходят к XII в. и являются яркими образцами древнерусской архитектуры. Другие  принадлежат уникальным памятникам белорусской готики: четырех башенным храмам-крепостям начала XVI в. Но всех их объединяет общее историческое событие: они первыми были адаптированы новым  требованиям униатского храма.
К первым каменным униатским храмам конца XVI – первой половины XVII вв., созданным на основе древних православных святынь XII в., принадлежит ряд выдающихся храмов  Беларуси: Благовещенская  церковь в г. Витебске, Спасская и Борисоглебская церковь в г. Полоцке, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, Софийский собор в Полоцке и др. Исторические обстоятельства сложились так, что и православные храмы оборонного типа перешли в разряд униатских: Благовещенский собор в Супрасле (1505–1510 гг.), Церковь Михаила Архангела в Сынковичах (начало XVI  в.), Церковь Рождества Богородицы в Мурованке (начало XVI в.). Все из вышеперечисленных храмов в большей или меньшей степени были подвергнуты изменениям, касающимся не только модификациям в интерьере и религиозном оборудовании, но, порой, трансформациям подвергался и внешний облик церкви [5, с. 14]. По приказу И. Кунцевича в 1620 г. была серьезно переделана Полоцкая София; в 1624–1632 гг. был изменен главный фасад в Борисоглебской церкви в Новогрудке, на котором появились две башни с бойницами. Всего по данным И.Н. Слюньковой в разное время к униатской конфессии принадлежали 120 монастырей, из них около 70 основаны непосредственно униатами [7, с. 397].

В культовой архитектуре униатской церкви двухбашенный фасад органично вошел в структуру трехнефной крестово-купольной базилики. Наиболее ранним из памятников такого типа является Успенский собор базилианского монастыря в Жировичах (1613–1650 гг.).

Необходимость в новом строительстве возникла на рубеже XVII–XVIII вв. в связи с увеличением униатского населения, разрушениями русско-польской и Северной войн и пришедшими в обветшалое состояние бывших православных деревянных церквей и монастырей. На рубеже XVII–XVIII вв. положение униатской церкви укрепилось и именно в униатских храмах стали создаваться самобытные черты позднего белорусского барокко, которое получило в 1930-е гг. условное название «виленского» [7, с. 53]. Этому стилю свойственны утонченность и вертикализм пропорций, скульптурная пластичность фасадов и интерьеров, художественность силуэта и стройность, которые придавали сооружениям многоярусные башни, фигурные фронтоны и волнистые фасады. Новые черты ярко проявились в Софийском соборе (Полоцк, 1738–1750 гг.), церквях и монастырях базилиан в Березвечье (Глубокский район, 1756–1763 гг.), Борунах (Ошмянский район, 1747–1757 гг.), Вольно (Барановичский район, 1768 г.), Воскресенской церкви (Витебск, 1772 г.).

Униатство, не скованное ограничениями только православия или только католичества, получило возможность вырабатывать свой уникальный стиль. Он и сегодня делает культовую белорусскую архитектуру (даже после трансформаций XIX–XX вв.) столь привлекательной в глазах, как туристов, так и рядовых верующих. Для униатских храмов характерной чертой является ориентация главного фасада на юг, а алтаря – на север (символ нейтралитета от влияния Западной и Восточной церквей). Например, новое решение внешнего объема и интерьера, не присущее ни православным, ни католическим храмам использовано при создании кирпичной жировицкой Крестовоздвиженской церкви (1769 г.) – храме-кальварии, который имитирует путь Христа на Голгофу. Пропорции, эффектность утонченной архитектурной пластики, стройность силуэта позволяют причислить его к наиболее гармоничным произведениям культовой архитектуры этого стиля. Не менее уникальным доказательством самобытности униатской архитектуры можно считать и треугольные церкви в деревнях Большая Своротва Барановичского района (1750 г. – деревянная, 1823 г. – каменная) и Беседы Логойского района (к сожалению последняя не сохранилась).

Униатское строительство активно продолжалось и в певрой трети XIX в., однако государственная политика Российской империи по сдерживанию обусловила отсутствие грандиозных сооружений, художественно-архитектурных шедевров, которыми ознаменован XVIII в. На основании постановления от 31 мая 1819 г. об «неумножении без надобности» униатских церквей возле церквей православных в 1829 г. был разобран возведенный восьмью годами ранее униатский храм в Бобруйске [4, с. 125]. В 1842 г. был издан приказ «Относительно устройства православных храмов» и началась активная реконструкция униатских (и католических) храмов в православные.

Более того, даже православные белорусские храмы, которые отличались самобытностью также не удовлетворяли ортодоксальное православие. Только за 1859–1862 гг. в Могилевской губернии «капитально исправлены» 16 каменных и 192 деревянные церкви [1, с. 54]. Перед современными реставраторами становится нелегкий вопрос выбора: какому именно периоду следует отдать предпочтение при реконструкции храма? «Социалистическая реконструкция» нанесла униатскому наследию Беларуси не меньший ущерб. Благовещенская церковь в Витебске, униатский комплекс в Березвечье возле Глубокого, собор Св. Стефана в Полоцке лишь некоторые из исчезнувших памятников.

Таким образом, архитектура униатских храмов с момента своего официального провозглашения имела в своем арсенале целый комплекс художественных и конструктивных средств, развившихся в недрах православного и католического зодчества. Синтез указанных черт стал в последующем веке началом формирования униатской архитектуры, основанной на двухвекторном процессе развития белорусской архитектуры XV–XVI вв. Униатское наследие Беларуси является уникальным явлением в архитектуре XVIII в. и ставит его в один ряд с лучшими европейскими достижениям культового строительства.

Литература
1.    Габрусь, Т. В. Страчаная спадчына / Т. В. Габрусь, А. М. Кулагін, Ю. У. Чантурыя, М. А. Ткачоў. – Мінск: Полымя, 1998. – 351 с.
2.    Гісторыяфіласофскай і грамадска-палітычнай думкі Бе-ларусі. У 6 т. Т. 3. Рэфармацыя. Контррэфармацыя. Барока / аўтары тома : В. Б. Евароўскі [і інш.] ; рэдкал. тома : В. Б. Ева-роўскі [і інш.] ; Нац. акад. навук Беларусі, Iн-т філасофіі. – Мінск : Беларус. навука, 2013. – 615 с.
3.    Локотко, А. И. Историко-культурные ландшафты Беларуси / А. И. Локотко. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 470 с.
4.    Марозава, С. В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596–1839 гг.) / С. В.Марозава. – Гродна : ГрДУ, 2001. – 352 с.
5.    Ожешковская, И. Н. Униатский период в архитектуре Борисоглебской церкви в Новогрудке (1624–1875 гг.)/ И. Н. Ожешковская // Вестник Брестского государственного технического университета. – Сер. 1. Строительство и архитектура. – № 1. – С. 14–18. 
6.    Саверчанка, I. Aurea mediocritas. Кнiжна-пiсьмовая культура Беларусi: Адраджэння i Ранняе барока / І. Саверчанка. – Мінск : Тэхналогія, 1998. – 319 с.
7.    Слюнькова, И. Н. Монастыри восточной и западной традиций: Наследие архитектуры Беларуси / И. Н. Слюнькова. – М. : Прогресс-Традиция, 2002. – 600 с.

Смотри также фотогалерею.

Размещено: 31.10.2014

Теги:

Оставить комментарий:

Ваше имя:

        


Введите цифры на картинке: